Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роберт Кинг Мертон – одна из ярких фигур американской социологии XX века. Р. Мертон внес значительный вклад в разработку парадигмы и методов структурно-функционального анализа. Большое значение для методологии имеет его программа создания теорий среднего уровня, упорядочившая во многом социальные науки.
Мертон строит одно из основных положений своей парадигмы функционального анализа: «Теоретическая система функционального анализа должна четко требовать точного определения единиц, для которых данный социальный или культурный элемент является функциональным. Она должна четко допускать, что данный элемент может иметь разные последствия, функциональные и дисфункциональные, для индивидов, подгрупп и для более широкой социальной структуры и культуры» .
Постулат универсального функционализма утверждает, что все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные (жизненные) функции. Критикуя его, Мертон говорит, что при анализе исследователь должен быть готовым обнаружить дисфункциональные, равно как и функциональные, последствия этих форм. Дисфункциональные последствия элементов культуры заслуживают того же внимания, что и функциональные.
Целью данной работы является рассмотрение концепции Р. Мертона: явных и латентных функций социальных институтов.
1 Р. Мертон: становление ученого, формирование научных социологических воззрений
Известно, что будущий великий социолог, а в детстве Меер Роберт Школьник, родился в Филадельфии, в семье еврейских иммигрантов из России, которые приехали в США в 1904 году .
Роберт Мертон с особой теплотой вспоминает о своем детстве, которое он провел, по его словам, в трущобах южной Филадельфии.
Роберт вырос в неблагополучном районе, учился премудростям в потасовках уличной жизни, пытался зарабатывать на хлеб. Он даже состоял в уличной банде, которая, как вспоминал он позже, скорее была ритуальным братством, нежели клубом убийц. Его увлекали фокусы, цирк, трюки иллюзионистов, которые казались ему «волшебниками и магами». Как-то раз он чуть не угодил в тюрьму, обучив, как водится, за деньги, соседских ребят основам «магического искусства». Можно видеть, какой харизмой обладал будущий ученый ещё в юном возрасте, убедив мальчишек, что каждый «волшебник и маг» должен уметь глотать вязальные спицы, которыми бедные соседние ребятишки едва не подавились.
Он настолько увлекся «магией», что в 14-летнем возрасте даже подумывал о карьере иллюзиониста, и сменил свое имя и фамилию Мейер Школьник на Роберта Мерлина. Свое второе имя Роберт он сделал основным в честь знаменитого французского иллюзиониста Робер Гудена (Робер Гуден прозван отцом современной магии, думается, что именно в честь него Волшебнику Изумрудного города было присвоено имя Гудвин). Но затем будущий социолог американизировал суррогатное имя Мерлин, заменив его именем Мертон, при поступлении в местный Темпл-колледж (1927-1931).
После его окончания он, по протекции П.А. Сорокина, получил стипендию для обучения в аспирантуре факультета социологии Гарвардского университета (1931-1936).
Проходя обучение в Гарварде он занимался исследованием девиантного поведения и преступности, что отразилось в его статье «Социальные структуры и аномии» (1936 г.). Выбор темы исследований не случаен. У аспиранта поначалу сложилось представление, что основная тема социологии – это изучение периферийных проблем общественной жизни. Именно трущобы подсказали ему эту тему. Она была ему близка после детства и отрочества, проведенного в непосредственной близости от преступного мира. Впоследствии Роберт Мертон вспоминал, что именно Питирим Сорокин, возглавлявший в то время факультет социологии, «помог мне избавиться от узости кругозора, разрушив представление о том, что эффективное изучение общества ограничивается территорией Америки, и от подсказанного трущобами представления, что основная тема социологии заключается в изучении таких периферийных проблем общественной жизни, как развод и преступность несовершеннолетних» .
Таким образом, по словам самого Мертона, началась его «необыкновенная жизнь в науке». Началась она с изучения проблем социального регулирования, социальных норм и отклонения от них в девиантном поведении. А закончилась исследованиями норм в поведении ученых, поскольку Мертон автор разработки этоса науки. Действительно, такой прыжок и такое путешествие сквозь все социальную иерархию выглядит необыкновенным.
Что же послужило своеобразным трамплином для такого прыжка?
Это была идея Макса Вебера о решающей роли религиозных ценностей в развитии европейского капитализма. Роберт Мертон в своей монографии «Наука, техника и общество Англии XVII в.» (1938), показал, что ценности пуританской морали (полезность, рационализм, индивидуализм) оказали решающее влияние на научные открытия. По аналогии с веберовским «духом капитализма» Р.Мертон создал концепцию «этоса науки».
Мертон признавал, что его исследование, в определенном смысле развивало гипотезу Макса Вебера о роли аскетического протестантизма в становлении современного капитализма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аксенова Д. В., Лукьяненко Н. В. Шопинг как социальная дисфункция//НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ О ГЛАВНОМ: ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Материалы межвузовской студенческой научной конференции. Новосибирск, 2020. С. 75-78
2) Бикова Р. Р., Сибирякова А. В., Подерегина М. В. Дисфункциональные аспекты института образования по теории Мертона//СБОРНИК ИЗБРАННЫХ СТАТЕЙ ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ГНИИ "НАЦРАЗВИТИЕ". Материалы конференций. Том Часть 2. 2019. С. 301-303
3) Ворожбит А. А. Медицина как социальный феномен//ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы V Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2020. С. 137-141
4) Девятко И.Ф. Р. Мертон и его теория «среднего уровня». – В кн.: История теоретической социологии. – Т. 3. – М.: Канон, 2018.
5) Ибарра П., Китсьюз Дж. Дискурс выдвижения утверждений-требований и просторечные ресурсы // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Хрестоматия. Казань, 2007. С.55-114
6) Логунова Е. Г. Историко-социологические основания благотворительности во время эпидемий//ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2021. № 31. С. 211-212
7) Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс, 1992, С. 2-4
8) Мертон Р. Социальная теория и социальная структура – М. : Хранитель, 2006. – 873 с.
9) Мертон Р. К. Эффект Матфея в науке, II: Накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 256–276.
10) Романович Н. А. Ценностные императивы Р. Мертона и их роль в формировании этических нормативов научных работников//ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: СИСТЕМА КООРДИНАТ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник научных трудов XХХV Международного Харакского форума. Под редакцией Т.А. Сенюшкиной, Д.Танчича. 2019. С. 244-262
11) Философия науки. Общий курс / Под ред. С. А. Лебедева. М., 2004. - 458 с.
12) Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. - 664 с.
13) Штомпка, П. Роберт Мертон: динамический функционализм / П. Штомпка // Современная американская социология / под ред. В. И. Добреньков. – М., 1994. – С. 78–93.